- Сенсей, кем Вы хотели стать в молодости?
Мой отец работал в государственной компании железных дорог, поэтому я мог бы стать начальником какого-нибудь вокзала. Проще говоря, мне всегда нравилась физическая активность и я также мог бы быть тренером.
- Помимо айкидо практиковали ли Вы другие виды боевых искусств или другие виды спорта?
Мне всегда нравились спортивные игры с мячом. Помимо этого, когда я был студентом, я практиковал кендзюцу в университете.
- В каком возрасте Вы встретили Ямагучи сенсея?
В 1967 году, когда мне было 18 лет, я записался в клуб айкидо при университете. В то время учителем был Ямагучи шихан.
- В каком возрасте Вы начали преподавать айкидо?
Я начал обучать айкидо в Хомбу додзё в 1973 году, в возрасте 24 лет.
- Когда Вы начали вести стажировки и семинары по айкидо?
В 1973 году, я начал обучать детей и начальные классы в Хомбу додзё. Стажировки международного уровня начались, когда мне было за 30 лет, в частности это было и во Франции.
- В каких странах на сегодняшний день Вы побывали проводя семинары?
Я начал с южной Азии и продолжил в более чем в 50 странах по всему миру.
- Как по-вашему, какие основные отличия между айкидо в Японии и айкидо в других странах?
Я думаю, что первое основное отличие в отношении, которое японцы и европейцы культивируют к природе. Мне кажется, что у японцев другое видение жизни, они хотят быть в гармонии с природой, не формируя при этом единое множество. И наоборот возможно, что в западных странах люди могут быть в отношении господства над природой. И если говорить об айкидо, то на западе при выполнении свободной практики (дзю вадза), обычно люди выполняют те техники, в которых преуспели больше всего.
Второе основное отличие — это физическое состояние. В целом, японцы менее сильны физически, чем европейцы. Исходя из этого, я пытался и все еще пытаюсь практиковать айкидо, думая о том, как построить свое тело, отполировать свой дух и улучшить технику.
Наконец, этикет в айкидо и в будо очень важен. Его нужно уважать. Эти правила позволяют нам быть бдительными, чтобы оставаться подвижными.
- Какие главные характеристики практикующихся во Франции?
Первая:
Во Франции, очень важна техническая сторона, также как количество техник и их выбор. Это интересно, но я думаю, что важнее практиковать с видением объединения, перегруппировывая техники, связывая их, работать что называется в «связке» например, из 8 техник можно сделать 4, потом 3, затем 2...
Вторая:
Мы слишком полагаемся на технические объяснения, слова. Для меня слова и вещи, которые мы можем сказать, имеют предел. Определенным образом мы можем соотнести слова с собственными ощущениями, но на мой взгляд, не всегда ощущения можно передать словами. Это то, что я чувствую.
Третья:
В целом, во Франции практикующиеся это мощные люди и интересно наблюдать за тем, как они прикладывая физическую силу, используют по большей части только лишь верхнюю часть тела во время кейко. Тем временем как использование нижней части тела, в особенности колен, очень важно в айкидо.
- С тех пор как Вы стали заниматься айкидо произошли ли изменения в вашей повседневной жизни?
Я думаю, что практика и повседневная жизнь это две стороны одной медали, айкидо является стороной ура, а повседневная жизнь стороной омоте. Моя повседневная жизнь меняется практикуя айкидо и я думаю об айкидо в своей повседневной жизни. Айкидо — это дисциплина тела и духа. Когда я начал заниматься айкидо я хотел стать сильным. На сегодняшний день все по-прежнему, ничего не изменилось, но с возрастом и с практикой смысл поиска поменялся. Он присутствует в моей повседневной жизни. Я думаю, что айкидо — это образ жизни, образ размышления.
- Вы преподаете айкидо в течение многих лет. Что является важным для Вас в обучении?
Во-первых, я нахожусь в постоянном поиске улучшения метода обучения. Я ищу еще лучшие формы. В то время, когда я нахожусь напротив практикующего, я всегда себя спрашиваю как я могу практиковать с этим человеком.
С благодарностью к Ясуно Масатоси и Каори Сакамото.